Скидка 3 000 р.
Мечтаем вместе!
- 3000 руб.*
на первую покупку
* не более 10% от стоимости заказа (без учета стоимости доставки и сборки).
Заполните, пожалуйста, поле!
Докажите, что вы не робот!
Получить купон
я соглашаюсь получать рассылки от Cribi
Заморозить скидку
Чтобы текущие скидки остались за вами,
заполните поля ниже:
Заполните, пожалуйста, поле!
Заполните, пожалуйста, поле!
Заморозить скидку
Заказ в один клик
Заполните, пожалуйста, поле!
Заполните, пожалуйста, поле!
Все поля должны быть заполнены
Заказать
Обратный звонок
Заполните, пожалуйста, поле!
Заполните, пожалуйста, поле!
Все поля должны быть заполнены
Заказать

6 принципов реджио-педагогики

Реджио Эмилия – северный город Италии. После Второй мировой войны там были открыты детские сады, где детей обучали по новой методике. Основателем новых принципов воспитания считается педагог Лорис Малагуцци. Он опирался на идеи Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других выдающихся людей. Малагуцци считал, что у детей от рождения есть «сто языков» для самовыражения. Задача взрослого – помочь детям познавать мир вокруг. Проектная исследовательская деятельность, творческие задания, обучение через окружающий мир и сотрудничество с педагогами – главные методы в реджио-педагогике.

1. Смотреть в глаза ребёнку и уважать его

В реджио-педагогике очень важно быть наравне с ребёнком. Не опуститься до него, а подняться. Как часто взрослые смотрят малышам в глаза при общении? Зачастую взрослый находится наверху, а ребёнок смотрит на него с низу. В системе, разработанной Малагуцци, детям дают почувствовать, что они – часть коллектива. Будь то другие дети, взрослые или воспитатели в детском саду.

Поэтому общаясь с ребёнком, важно быть с ним наравне, смотреть в глаза. Сидеть на полу или на детском стульчике, чтобы сохранять зрительный контакт. Но если вы рассматриваете, например, произведение искусства, стоит поднять ребёнка до вашего уровня глаз.

2. Объяснять правила и спрашивать

Ребёнок не может знать всего, что уже познал взрослый. Это касается в том числе правил поведения в разных местах. Следует объяснять ребёнку, почему мы по-разному ведём себя на стадионе и в театре. Почему даже наша одежда в этих местах отличается.

Обязательно стоит донести, почему вы ввели это правило. Что оно имеет свои основания. Можно предложить ребёнку несколько моделей поведения в какой-либо ситуации, чтобы он не терялся, а знал, что в этом контексте так вести себя приемлемо.

Задавайте открытые, а не закрытые вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». У ребёнка должен появиться интерес, а с закрытыми вопросами этого не получится.

3. По-другому!

Не неправильно, а по-другому. «Слон зелёный» ­– скажет ребёнок. Не говорите, что он не прав. Лучше спросите: «А почему этот слон может быть зелёным?». И вы тут же получите несколько версий, почему так могло случиться. Пусть ребёнок мыслит не так, что что-то может быть неправильно. Предлагайте ему представлять, что просто некоторые вещи бывают другими. Так вы позволяете малышу мыслить шире. Он сам придёт к мысли, что слон, скорее всего, чаще серый, а не зелёный. Но если вдруг он и позеленел, то у ребёнка точно найдётся этому объяснение!

4. Давать право выбора и не торопить

В реджио-педагогике большая часто программы посвящена теме выбора. Но прежде, чем предлагать альтернативу, нужно быть уверенными к готовности ребёнка. Не спешите – это главное.

Мы всё время спешим. Собираясь в садик, вы можете поинтересоваться у малыша, хочет ли он чай с сахаром или без, с лимоном или без. Вы можете подумать, что в таком случае везде опоздаете. Но даже такой маленький выбор формирует ребёнка. Сегодня он выбирает съесть чёрный или белый хлеб, а завтра его выбор станет шире, и главное – он будет готов его сделать.

Выбирать самому одежду – это такое удовольствие. А чтобы не торопить утром малыша с выбором, позвольте сделать ему это с вечера. А если утром поменялась погода, а наряд выбран неподходящий? Тогда попробуйте аргументировать, почему выбор стоит изменить. Если ребёнок не внял вашим аргументам, предложите положить запасной наряд. Малыш должен понимать, что нет безвыходных ситуаций. Всегда есть выбор.

Родителей может сначала пугать свобода выбора. Но свобода выбора не равно отсутствие границ. Предлагайте изначально такие варианты ребёнку, чтобы любой выбор был в рамках дозволенного. А со временем малыш сам начнёт чувствовать все эти границы.

5. Учиться всегда и везде

Не обязательно выделять определённое время для изучения чего-либо. Можно учиться в любой ситуации! Обедая, спросите, как малыш думает, из чего сделан этот суп. И имея уже свой опыт, ребёнок проведёт ряд логических цепочек и скажет о своих догадках.

Читая книгу про воробьёв, спросите, а где можно увидеть этих птиц? В парке, в лесу! А что они едят?  А могут ли то же самое есть вороны? И вот уже одно знание вытекает из другого. И это не скучное заучивание, а настоящая игра!

Знания – везде! Учась игре в шахматы, можно выучить, что такое лево и право, чем отличаются горизонтальные линии и вертикальные.

Знания можно получать не только из собственного опыта или опыта родителей, но и от других деток. Если задать им вопрос «А за что вы любите/не любите осень?», то можно получить много самых разных ответов с удивительными аргументами! Если поинтересоваться у малышей, что они знают о том или ином предмете, детки будут учиться друг у друга, делясь информацией.

6. Фантазии важнее чтения

Родители стараются научить ребёнка читать и писать как можно раньше. Вы знаете хоть одного взрослого, не умеющего это делать? Скорее всего, нет. А вот не шаблонно мыслить? Таких людей уже гораздо меньше.

Именно поэтому в реджио-педагогике такой упор делают на разного рода проекты, внутри которых и читать, и писать, и считать легко можно научиться. Но и при этом ещё и развивать творческое мышление.

Чем старше мы становимся, тем больше логика вытесняет у нас фантазию. И если с детства не развивать её, то во взрослом возрасте останется одна скупая логика. Не будет идей, которые будоражат и дают свежие эмоции!

Поэтому в дошкольном возрасте важно много времени уделять развитию образного мышления, фантазии и всякого рода творческим задачам!

Назад